Причины и лечение нарушений развития речи у дошкольников
Наиболее активное становление разговорной речи у малышей происходит в возрасте 3–7 лет. Слушая взрослых, получая сведения из мультфильмов, книг и других доступных источников, дети учатся передавать информацию связанно и осмысленно. К сожалению, в последнее время растет число дошкольников, которые по каким-либо физическим или социальным причинам не могут в полной мере овладеть устной, а потом и письменной речью. В таких случаях детям необходимы профессиональные занятия с дефектологом и полноценное медицинское обследование.
Вероятные причины нарушений речи у дошкольников
Факторов, которые могут спровоцировать проблемы с разговорной речью, очень много. Некоторые возникают по отдельности, другие сочетаются между собой. Наиболее распространенными физиологическими причинами речевых проблем у детей становятся:
- различные патологии, перенесенные ребенком в период внутриутробного развития (инфекционные заболевания, аномалии развития и т.д.);
- наследственная предрасположенность, обусловленная наличием у ближайших родственников речевых нарушений;
- инфекционно-воспалительные заболевания, перенесенные в раннем возрасте (менингит, энцефалит, ангина);
- эндокринные, неврологические и психические заболевания;
- травмы головы и челюсти, полученные во время родов или на первых годах жизни
- острые интоксикации, в том числе лекарственными препаратами.
Большую роль в становлении речевых функций у детей играет воспитание и языковая среда, в которой обитает ребенок. Социальными причинами дефектов речи могут послужить:
- билингвизм, когда в семье взрослые разговаривают между собой и с малышом на двух и более языках;
- недостаток общения со сверстниками;
- дефицит речевых контактов в целом;
- постоянное нахождение в эмоционально нестабильной обстановке, например, когда родители часто ругаются между собой, срываются на ребенке, имеют алкогольную или наркотическую зависимость.
В некоторых случаях к дефектам речи приводят неосознанные действия взрослых. Наиболее распространенный пример – сюсюканье с малышами, чем чаще всего страдают бабушки. Намеренно используя исковерканные слова и уменьшительно-ласкательные суффиксы при общении с малышами, взрослые оказывают «медвежью услугу»: ребенок запоминает неправильное произношение слов и переносит ошибки в свою речь.
Методы коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте
Тактика терапии дефектов речи у детей целиком и полностью зависит от причины состояния. В первую очередь, ребенок должен пройти полное медицинское обследование, включая консультацию детского психиатра и логопеда-дефектолога. При наличии системных заболеваний и физиологических проблем назначается соответствующее лечение, в которое могут входить медикаментозные средства, физиотерапевтические процедуры, массаж, в сложных случаях хирургическое лечение (например, при аномалиях развития зубочелюстного-аппарата).
В дальнейшем разрабатывается индивидуальная схема коррекционной работы с детскими психологами и логопедами-дефектологами. Она может включать в себя различные методы, направленные на совершенствование всех необходимых для полноценной речи навыков и умений. В частности, проводятся:
- логоритимические занятия, помогающие детям осознанно овладеть двигательными функциями, развивать слуховое и зрительное восприятие;
- индивидуальные и групповые чтения, в ходе которых дети разыгрывают сцены из сказок и рассказов, что стимулирует воображение и расширяет словарный запас;
- занятия, нацеленные на понимание смысловой нагрузки слов;
- разнообразные игры, в ходе которых логопед-дефектолог ненавязчиво дает малышам основы лексики и грамматики;
- дыхательная и артикуляционная гимнастика, необходимые для постановки правильного звуковоспроизведения и разработки лицевых мышц.
Большую роль в развитии речи играет общее физическое воспитание ребенка, его умение взаимодействовать с другими ребятами и взрослыми людьми. Для улучшения качества межличностного общения в обязательном порядке проводятся тренинги, направленные на социальную адаптацию малышей. Занятия включают разнообразные контактные игры, в которых для достижения нужного результата ребенку необходимо сотрудничать с другими участниками.
В процессе работы с детьми, имеющими нарушения речи, специалисты проводят мероприятия, также направленные на формирование собственного представления ребенка о самом себе, об окружающих его людях и предметах.
Родителям важно понимать, что работа по коррекции речевых нарушений должна выполняться не только в рамках занятий с педагогами и логопедами, но и в домашней обстановке, причем ежедневно и планомерно.