Причины и лечение нарушений развития речи у дошкольников

Наиболее активное становление разговорной речи у малышей происходит в возрасте 3–7 лет. Слушая взрослых, получая сведения из мультфильмов, книг и других доступных источников, дети учатся передавать информацию связанно и осмысленно. К сожалению, в последнее время растет число дошкольников, которые по каким-либо физическим или социальным причинам не могут в полной мере овладеть устной, а потом и письменной речью. В таких случаях детям необходимы профессиональные занятия с дефектологом и полноценное медицинское обследование.

Вероятные причины нарушений речи у дошкольников

Факторов, которые могут спровоцировать проблемы с разговорной речью, очень много. Некоторые возникают по отдельности, другие сочетаются между собой. Наиболее распространенными физиологическими причинами речевых проблем у детей становятся:

  • различные патологии, перенесенные ребенком в период внутриутробного развития (инфекционные заболевания, аномалии развития и т.д.);
  • наследственная предрасположенность, обусловленная наличием у ближайших родственников речевых нарушений;
  • инфекционно-воспалительные заболевания, перенесенные в раннем возрасте (менингит, энцефалит, ангина);
  • эндокринные, неврологические и психические заболевания;
  • травмы головы и челюсти, полученные во время родов или на первых годах жизни
  • острые интоксикации, в том числе лекарственными препаратами.

Большую роль в становлении речевых функций у детей играет воспитание и языковая среда, в которой обитает ребенок. Социальными причинами дефектов речи могут послужить:

  • билингвизм, когда в семье взрослые разговаривают между собой и с малышом на двух и более языках;
  • недостаток общения со сверстниками;
  • дефицит речевых контактов в целом;
  • постоянное нахождение в эмоционально нестабильной обстановке, например, когда родители часто ругаются между собой, срываются на ребенке, имеют алкогольную или наркотическую зависимость.

В некоторых случаях к дефектам речи приводят неосознанные действия взрослых. Наиболее распространенный пример – сюсюканье с малышами, чем чаще всего страдают бабушки. Намеренно используя исковерканные слова и уменьшительно-ласкательные суффиксы при общении с малышами, взрослые оказывают «медвежью услугу»: ребенок запоминает неправильное произношение слов и переносит ошибки в свою речь.

Методы коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте

Тактика терапии дефектов речи у детей целиком и полностью зависит от причины состояния. В первую очередь, ребенок должен пройти полное медицинское обследование, включая консультацию детского психиатра и логопеда-дефектолога. При наличии системных заболеваний и физиологических проблем назначается соответствующее лечение, в которое могут входить медикаментозные средства, физиотерапевтические процедуры, массаж, в сложных случаях хирургическое лечение (например, при аномалиях развития зубочелюстного-аппарата).

В дальнейшем разрабатывается индивидуальная схема коррекционной работы с детскими психологами и логопедами-дефектологами. Она может включать в себя различные методы, направленные на совершенствование всех необходимых для полноценной речи навыков и умений. В частности, проводятся:

  • логоритимические занятия, помогающие детям осознанно овладеть двигательными функциями, развивать слуховое и зрительное восприятие;
  • индивидуальные и групповые чтения, в ходе которых дети разыгрывают сцены из сказок и рассказов, что стимулирует воображение и расширяет словарный запас;
  • занятия, нацеленные на понимание смысловой нагрузки слов;
  • разнообразные игры, в ходе которых логопед-дефектолог ненавязчиво дает малышам основы лексики и грамматики;
  • дыхательная и артикуляционная гимнастика, необходимые для постановки правильного звуковоспроизведения и разработки лицевых мышц.

Большую роль в развитии речи играет общее физическое воспитание ребенка, его умение взаимодействовать с другими ребятами и взрослыми людьми. Для улучшения качества межличностного общения в обязательном порядке проводятся тренинги, направленные на социальную адаптацию малышей. Занятия включают разнообразные контактные игры, в которых для достижения нужного результата ребенку необходимо сотрудничать с другими участниками.

В процессе работы с детьми, имеющими нарушения речи, специалисты проводят мероприятия, также направленные на формирование собственного представления ребенка о самом себе, об окружающих его людях и предметах.

Родителям важно понимать, что работа по коррекции речевых нарушений должна выполняться не только в рамках занятий с педагогами и логопедами, но и в домашней обстановке, причем ежедневно и планомерно.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть